- Москва
- Санкт-Петербург
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астрахань
- Белгородская область
- Брянская область
- Псков
- Владивосток и Приморский край
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Екатеринбург
- Ставропольский край
- Ивановская область
- Костромская область
- Ижевск - Удмуртия
- Иркутская область
- Йошкар-Ола - Марий Эл
- Казань - Татарстан
- Калининградская область
- Калужская область
- Каменск-Уральский
- Камчатский край
- Кузбасс
- Кировская область
- Краснодар - Краснодарский край
- Красноярский край
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Мурманская область
- Нальчик
- Нижегородская область
- Нижний Тагил
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Орловская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Пермь
- Республика Адыгея
- Республика Алтай
- Республика Дагестан
- Республика Калмыкия
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Республика Северная Осетия - Алания
- Республика Хакасия
- Ростовская область
- Рязанская область
- Саранск
- Саратовская область
- Сахалинская область
- Серов
- Смоленская область
- Сочи
- Тамбовская область
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тюменская область
- Улан-Удэ
- Ульяновская область
- Уфа – Башкортостан
- Хабаровский край
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Чебоксары - Чувашия
- Челябинская область
- Чита
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ярославская область
Балет «Дон Кихот Ламанчский»
12+
Описание
Большой балет в 3 действиях и 7 картинах с прологом
«Дон Кихот Ламанчский» – один из ярчайших образцов наследия «золотого века» классического балета; театральная фантазия на тему балетной Испании с зажигательными ансамблевыми танцами, кастаньетами, веерами, оборками на юбках, розами и гребнями в женских прическах.
Основой сюжета и поводом для танцев стал эпизод из многочисленных приключений хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского – история о несостоявшейся свадьбе богача Камачо (в балете – Гамаш) с красавицей Китерией (Китри), возлюбленной деревенского юноши Басилио (Базиль). И Дон Кихот в спектакле – далеко не главный герой, его роль – пантомимная, а все танцевальные свершения отданы другим персонажам.
Пролог
Комната Дон Кихота
Бакалавр Самсон Караско завешивает обоями книжный шкаф, а племянница Дон Кихота Антонина, убирает в шкаф с боевыми доспехами шлем, склеенный Дон Кихотом из бумаги. В это время, погруженный в чтение, входит Дон Кихот и направляется к шкафу с книгами, но, не найдя его, решает, что драгоценный шкаф похищен злыми волшебниками. Затем Дон Кихот садится в кресло и снова принимается за чтение. Расстроенное воображение его рисует перед ним фантастические картины, и Дон Кихот, задремав, видит целые сцены из вычитанного им в романах. Светает. В окно влезает слуга Дон Кихота, преследуемый женщинами, у которых он украл курицу. Дон Кихот пробуждается и выгоняет женщин, а затем объявляет Санчо Пансе о своем намерении отправиться искать приключений в качестве странствующего рыцаря и показывает ему сделанный им из бумаги шлем, который от удара мечом превращается в бесформенную массу. Тогда Санчо Панса подает ему мысль заменить шлем тазом, и обрадованный рыцарь приказывает Санчо Пансе подать ему латы, щит и копье.
Действие первое
Картина первая
Торговая площадь в Барселоне
Дочь трактирщика Китри выходит из дому повидаться с влюбленным в нее цирюльником Базилем; их застает трактирщик и прогоняет Базиля. Китри с горя плачет. В это время на пороге одного из домов показывается богатый дворянин Гамаш, тоже влюбленный в Китри, и направляется к Лоренцо, у которого просит руки его дочери. Лоренцо с восторгом дает согласие, приглашает жениха в дом. На площади начинаются игры и танцы, во время которых тореадоры делают попытку похитить наиболее понравившихся им молодых девушек; в защиту последних выступают их родственники и поклонники.
В этот момент на площади появляется Дон Кихот на Росинанте, а следом за ним Санчо Панса на осле. Дон Кихот приказывает Санчо Пансе трубить в рог, и когда к ним из трактира выбегает Лоренцо, Дон Кихот, принимающий его за знатного владельца замка, опускается перед ним на колени и поручает себя его покровительству. Лоренцо приглашает Дон-Кихота с собою и усаживает его за стол; Санчо Панса остается на площади; его окружают молодые девушки и заставляют играть с ними в жмурки. Молодежь приносит большой парус, опрокидывает на него Санчо Панса и начинает его подбрасывать. Дон Кихот спешит на помощь к своему слуге и освобождает его. Затем он видит Китри и объявляет, что это – его Дульцинея, околдованная злыми волшебниками, обратившими ее в простолюдинку.
На площади перед трактиром снова собирается народ. Начинаются танцы. Китри и Базиль пользуются удобной минутой и убегают; но Дон Кихот видит их и приказывает подать коня, чтобы ехать в погоню.
Действие второе
Картина вторая
Испанский кабачок
В кабачок вбегает Китри вместе с Базилем и присоединяется к танцующим. В самый разгар веселья у входа в кабачок появляются Лоренцо и Гамаш. Трактирщик, найдя здесь свою дочь, решает тут же благословить жениха и невесту и этим заставить Китри покориться волe отца. Входит Базиль в траурном костюме и упрекает Китри за то, что она изменила ему, и затем, обнажив шпагу, пронзает ею себе грудь. Умирающий Базиль умоляет, чтобы хоть перед смертью обвенчали его с Китри; но Лоренцо и Гамаш не соглашаются. Тогда к Гамашу подходит Дон Кихот и вызывает его на поединок за отказ исполнить просьбу умирающего. Гамаш продолжает упорствовать, но народ выталкивает его из кабачка. Лоренцо, видя это, дает свое согласие и благословляет брак Базиля и Китри. Базиль в ту же минуту вскакивает, вытаскивает шпагу и объявляет, что все это было только ловкой шуткой.
Картина третья
Среди мельниц
На окраине селения, возле мельниц, расположилась труппа странствующих цыган, а рядом с ней театр марионеток. Один из цыган сообщает хозяину труппы, что в их сторону едет Дон Кихот. Цыгану приходит в голову подшутить над Дон Кихотом и изобразить из себя короля. Он торопливо набрасывает на себя мантию, надевает корону, берет скипетр и важно усаживается на жернов. Дон-Кихот, подъехав к мельницам, принимает хозяина труппы за настоящего короля, слезает с коня и преклоняет перед ним колени. Хозяин усаживает его рядом с собой на жернов и приказывает дать в честь гостя торжественное представление, которое начинается танцами цыган, а затем на сцену выступают марионетки. Дон Кихот настолько увлекается разыгрываемой перед ним пьесой, что принимает кукольных солдат за настоящих, и с обнаженным мечом бросается на театр марионеток. Цыгане в ужасе. Победитель Дон Кихот поднимает глаза к небу, видит луну и, принимая ее за Дульцинею, стремится к ней. Но, подойдя к мельницам, уже не видит луны и решает, что это великаны-волшебники скрыли от него Дульцинею, и с копьем в руке нападает на воображаемых великанов. Битва кончается тем, что, подхваченный мельничным крылом, Дон Кихот перевертывается несколько раз в воздухе и без чувств падает к ногам Санчо Пансы.
Картина четвертая | Картина пятая | Картина шестая
|
Дремучий лес. Между деревьями показывается Санчо Панса. Он ведет за повод осла, на котором сидит жестоко пострадавший в борьбе с мельницами Дон Кихот. Санчо Панса снимает рыцаря c осла, кладет его на траву, а затем, привязав осла, ложится сам и засыпает. Дон Кихот тоже спит, и его опять одолевают видения. Сначала перед ним появляются феи, затем страшные чудовища и, наконец, гигантский паук. Рыцарь с обнаженным мечом бросается на паука и перерубает паутину. В ту же минуту паутина исчезает и появляется чудный сад, у входа в который видна Дульцинея, окруженная молодыми девушками. Затем все исчезает. Слышатся звуки охотничьих рогов. На поляну выезжает герцог в сопровождении многочисленной свиты. Дон-Кихот преклоняет колена перед герцогом, который приглашает его к себе во дворец.
Действие третье
Картина седьмая
Дворец герцога
Блестящий ночной праздник в честь странствующего рыцаря Дон Кихота. Вдруг появляется рыцарь Серебряной Луны и вызывает на поединок Дон Кихота, который оказывается слабее своего противника и, наконец, падает и признает себя побежденным. Рыцарь Серебряной Луны, который никто иной, как бакалавр Самсон Караско, берет с Дон Кихота клятву в течение целого года не обнажать своего меча. Дон Кихот, верный данной им клятве, снимает с себя боевые доспехи и в сопровождении Санчо Пансы отправляется к себе в деревню.
Балетмейстер-постановщик – Юрий Бурлака
Дирижер-постановщик и музыкальный руководитель – Евгений Хохлов
Художник-постановщик – лауреат премии «Золотая Маска» Альона Пикалова (с использованием эскизов Константина Коровина и Александра Головина к постановкам Большого театра, 1900 и 1906)
Художник по костюмам – лауреат премии «Золотая Маска» Татьяна Ногинова (с использованием эскизов Александра Головина и Гурли Теляковской к постановке Большого театра, 1900)
Художник по свету – лауреат премии «Золотая Маска» Александр Наумов
Ассистенты балетмейстера-постановщика – Юлиана Малхасянц, Алексей Конкин
Ассистент дирижера-постановщика – лауреат премии «Золотая Маска» Андрей Данилов
Ассистент художника-постановщика – Ирина Комарова
Концепция музыкальной драматургии – Юрий Бурлака
Восстановление оригинальной партитуры Людвига Минкуса и оркестровка отдельных номеров – Александр Троицкий
Фото Игоря Тимофеева.
Организатор | ГБУК «Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича» |
ИНН | 6315801421 |